Контакты:  тел.:  8 (905)  709-65-90;     e-mail: centrshaolin@bk.rumailto:centrshaolin@bk.ru?subject=%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%83%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0

      

9 февраля 2013 г.



Вопрос. «Мне довелось познакомиться с тайцзицюань примерно двадцать лет назад, в России. На меня оно произвело сильное впечатление благодаря особым ощущениям, возникающим в теле и сознании при повторении пластичных движений. Тогда же меня заинтересовали истоки Тайцзицюань.


Недавно я встретил довольно необычную версию, согласно которой, китайцы не являются создателями Тайцзицюань и не владеют всей полнотой знаний о смысле воспроизводимых движений, поскольку они получили лишь небольшую частичку знаний об искусстве магических движений от древних учителей, которые китайцами не были. Это искусство можно условно назвать Дао-Тайцзи, и наследники этой древней традиции, владеют Тайцзицюань, лучше, чем китайцы, если так можно выразится. Ну и, разумеется, они находятся в России. Мне предоставили достаточно убедительные, на мой взгляд, и наглядные доказательства достоверности данной информации. Буду Вам очень признателен, если Вы выскажете свое мнение по поводу данной версии происхождения Тайцзицюань.



Ответ подготовил Алексей Александрович Маслов:


То, что Вы написали, это очень интересно. К счастью, я не только представитель академической науки, но и человек, который много лет провел в Китае в самых различных школах ушу.

Не сомневаюсь, что кто-то в России смог создать очень эффективную систему мистического самосовершенствования. Более того, уверен, что такие системы по крайней мере были. Но какое отношение они имеют к тайцзицюань или к другим даосским системам духовной практики?  Насколько я понимаю, "тайцзицюань" - уж точно не русское слово и великие русские основатели не стали бы именовать так свою систему.

Сравнивать между собой такие духовные системы по принципу "лучше" и "хуже" - бессмысленно. К тому же, чтобы утверждать, что сами китайцы не владеют всей полнотой смыслов тайцзицюань, надо самому достаточно полно знать смыслы тайцзицюань, а не какой-то другой отечественной системы. Чтобы постичь эти смыслы, наверняка стоит сначала провести несколько лет в одной и таких школ в самом Китае.

Тайцзицюань - всего лишь одна, причем, на мой взгляд, далеко не самая глубокая система китайского духовного совершенства. Помимо тайцзицюань в Китае есть системы и глубже, и сложнее, но многих вполне устроит и упрошенный вариант.

А вот "условно" систему называть не стоит - у нее либо есть название, либо нет. Кстати, в Китае есть и "дао тайцзи" и "Тайцзи дао" - это совсем разные системы.

Если система изобретена в России, она явно не имеет никакого отношения к тайцзи. Это не говорит о том, что она плоха или несовершенна, это просто что-то другое. Тайцзицюань - это в Китае, в России - что-то другое.  Они могут вести к одной цели, но всегда разными путями.

Важно еще для себя понять, что является подтверждением существования системы. Это во-первых, наличие  системы как таковой (а не сборной солянки из слухов, рассказов, приемчиков и т.д.), во-вторых, это наличие системы приемстовования "учитель-ученик". Обычно она зафиксирована в особых генеалогических книгах, а не только устных рассказах.

Нет ничего плохого, чтобы создавать свои системы, просто им не стоит приписывать чужие характеристики. Как показывает практика, очень часто свои системы сегодня создают не великие мастера, а те, кому как раз неохота обучаться настоящим системам духовного совершенства.

А вот великая система духовного совершенствования, созданная в России - это прекрасно. Только это не "Дао-Тайцзи"


С уважением и успехов!

А.А. Маслов



Вопрос об истоках Тайцзицюань.