Центр «Шаолинь»
strokestrokestrokestroke
 
 
Вопрос:
Что случилось с йогой в Китае?
Отвечает на вопрос А. А. Маслов,
Профессор, доктор исторических наук
 
ОТВЕТ
 
Строго говоря, если посмотреть по источникам, йога как отдельная дисциплина в Индии не была широко распространена, она была частью практики некоторых джайнистских и индуистских школ, а затем часть ее вошла в буддизм. И именно через буддизм она пришла в Китай. То есть как самостоятельная дисциплина, к тому же с характерным духовным учением, в Китае она не существовала. Она стала частью некоторых направлений чань-буддизма (в частности школы Цаодун), Тяньтай и др. Это - общая теория. А если говорить о практике, то все еще сложнее:
 
Во-первых, с йогой в Китае произошло то же самое, что и с йогой в России или на западе. Она исчезла. Сохранилась лишь внешняя механическая форма, во многом наполненная совсем другим содержанием. То есть произошла десакрализация традиции и наполнение традиционного термина новым содержанием. Такие же процессы произошли, например, со многими видами медитации - "сидение в покое" осталось, а вот  содержание - что конкретно надо в этот момент делать - сохранилось лишь на очень высокой ступени посвящения и в очень редких случаях.
 
Во-вторых, это проблема наличия  учителей и как следствие -  полноты передачи традиции. Величие и эффективность йоги (также как и некоторых видов буддийской и даосской практики) - в их полноте и безошибочности относительно самого сознания человека. Если нет учителя - нет и передачи. Никаких других здесь способов просто не существует. И вот вопрос - то, что преподают сегодня, это действительно "йога" и это действительно "учителя"? У кого они учились, сколько лет провели в Индии или Китае, читают ли в подлиннике классику (иначе будут семантические искажения, подобно "испорченному телефону").
 
Даже в Индии там йога - редчайшее явление, "достучаться" до которого почти невозможно. Зато множество школ для страждущих иностранцев. Но еще больше школ йоги в США - это просто использование "раскрученного" термина.
 
Есть и тибетская йога (хотя формально она так не называется) - это весьма сложный комплекс практики, напрямую выталкивающий человека в общение с инфернальными силами и духовными субстанциями. В этом случае есть лишь два пути:  достичь света сознания или сойти с ума. Путь к последнему всегда короче и проще. Часть йогических упражнений пришла в китайский даосизм. В отличие от тибетских систем даосизм дает некую предварительную адаптацию сознанию и телу, чтобы не забрести в тупик при столь интенсивной практике. Но цель та же: высвобождение внутренней энергии за пределы тела (хорошо тренированного тела - это важно!). Еще больший контроль над практикой устанавливает буддизм, дабы поставить между человеком и высшими мирами определённую прослойку в виде морально-этических категорий и тренировочной практики.  А христианство вообще не пускает человека дальше самой "прослойки".
 
Буддийская практика, по крайней мере в том монастыре, где я жил, почти на 80%  включает упражнения, направленные на стабилизацию психического состояния и визуализацию образов иного мира (об этом надо говорить отдельно).
 
 
Алексей Александрович Маслов
Профессор, доктор исторических наук,
Заведующий Отделением востоковедения
Национальный исследовательский Университет Высшая Школа Экономики
Малый Тресхвятительский пер., д. 8/2., Москва, 101002
Web: http://oriental.hse.ru
 
 
 
 
 
Контакты: моб.: +7 (905) 7096590; e-mail: centrshaolin@bk.rumailto:centrshaolin@bk.rushapeimage_4_link_0
Актуальные вопросы и ответы Николай Рерих "На вершинах"
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru