strokestrokestrokestroke
 
Актуальные вопросы и ответы
 
10 июня 2010 г.
 
 
Вопрос из письма: Мне приходилось сталкиваться с членами  Фалуньгун. Секты или организации?  Знаю, что правительство Китая не одобряет деятельность Фалуньгун. Не могли бы Вы в двух словах сформулировать отношение к ним? Как и что говорить занимающимся в нашем клубе.
 
 
ОТВЕТ:
 
Нам тоже часто задают этот вопрос - Фалуньгун в Питере - пожалуй, единственная относительно крупная группа в Европе, даже в Москве это всего лишь несколько человек. Все это построено на тонком шельмовании людей,  поэтому отвечу подробно:
 
1. По своему  содержанию Фалуньгун относится  к одной из народных (популярных) форм буддизма, распространённого в Китае. По своей сути, их теория представляет собрание крайне упрощенных буддийских истин без глубокого понимания буддийской теории, что вообще характерно для народного буддизма. Теоретически, таких буддийских школ в Китае - сотни, просто подавляюще большинство придерживается традиционного представления о том, что пропагандировать себя - не принято.
 
2. По своей практике: Фалуньгун использует несколько (обычно четыре) формы цигун - также крайне упрощенных и не имеющих никаких корней в традиции. Собственно ничего плохого в этом нет, это обычные, крайней упрощенные формы. Типологически они значительно менее эффективны, чем даже самые простые, но  традиционные формы нэйгун (например, Ицзиньцзин или Бадуаньцзин)
 
3. По формам своей деятельности: Фалуньгун представляет собой не духовное, а именно политическое движение, что несовместимо ни с духовной практикой, ни с буддизмом вообще. Так Фалуньгун неоднократно устраивало выступления в КНР (в частности, на  площади Тяньаньмэнь), требовало официальной регистрации, активно вербовало население по  деревням Китая в 90-х гг. Прежде всего, возникает вопрос, зачем для практики самосовершенствования или, например, цигун нужно обязательно официальная регистрация как  религиозного объединения? Ведь существуют тысячи школ цигун и буддизма, которые просто практикуют свое искусство в рамках деревни или уезда.
 
Во-вторых, ни одна буддийская школа никогда в мире не выступала за политическое переустройство Китая или вообще какой-либо другой страны. Это не значит, что Китаю не нужно политическое переустройство - это значит лишь то, что Фалуньгун является оппозиционной политической партией, которая  прикрывается буддийскими лозунгами. Само по себе это уже является обманом.
 
Как только любая организация начинает выступать с лозунгами о свержении  политического строя  (а Фалуньгун требует свержения правительства Китая), рассуждает о  "борьбе с инакомыслием", выдвигает политические требования, с этого момента она перестаёт быть организацией духовного развития, а  становиться политической организацией.
 
4. В Китае действительно идут активные гонения на Фалуньгун. Начались они после того, как Фалуньгун начал сам активно выступать против властей, устраивать манифестации. Китай отреагировал так, как обычно делает - начал защищать свое государственное устройство и разогнал Фалуньгун полностью.  Не думаю, что по форме этих разгонов власти абсолютно правы, но вот по сути - правы полностью. Если это просто буддийское объединение самосовершенствования - ну и занимайтесь самосовершенствованием, но не выступайте с политическими лозунгами.
 
5.  Фалуньгун - по сути это спецоперация США для дестабилизации ситуации в КНР. Первоначально группы Фалуньгун развивались самостоятельно и спокойно в Китае (т.е. и были народным буддизмом). Однако потом были каким-то образом "подхвачены" из-за рубежа - их начали финансировать и стимулировать на выступления.  На эти же деньги издается газета "Новая эпоха" на многих языках по всему миру, содержится интернет портал, финансируется издание книг, проведение собраний и т.д. Поэтому, когда последователи Фалуньгун говорят, что "у нас все бесплатно" - это не так. Речь идет о целевом финансировании  конкретной политической группы.
 
6.  Фалуньгун полностью нарушает все традиционные буддийские и вообще духовные традиции. Например,  лидер Фалуньгун Ли Хунчжи объявил себя воплощением "живого Будды" (санскр. Татхагата, кит. Жулай фо" . Понятие "живой Будда" есть только в тибетском буддизме и это скорее "звание", нежели действительно явление ныне живущего Будды. В этом плане Фалуньгун являются религиозной сектой и именно религиозным объединением, хотя не любят, когда их так называют. Но если их лидер объявляет себя "живым Буддой", то от слова "религиозный" никуда не денешься. Также Фалуньгун использует исключительно буддийские термины в своих книгах  - особенно это хорошо видно на китайском
языке. Поэтому от "буддизма" здесь никуда не убежать.
 
7. Для властей КНР Фалуньгун является "вредной религиозной сектой", в КНР эта группа запрещена.  Причем обе стороны  жестоки по отношению друг к другу. Так китайские власти установили случаи самоубийств членов Фалуньгун, вовлечение в секту психически нестабильных людей, поборы денег и т.д. Фалуньгун в ответ обвинили китайские власти в нарушении прав человека, издевательствах и арестах. Причем в основном обе стороны говорят правду. Но это - спор не о совершенствовании человека, а о правах и свободах - то есть политический спор. Для самосовершенствования не надо никаких партий и объединений, не надо никаких разрешений, достаточно просто тихого уголка в парке. КНР защищает свой конституционный строй - это их право и даже обязанность. Некая группа из-за рубежа критикует власти в КНР - и это тоже их право.  Но, еще раз повторю, это именно политический спор.
 
8. Россия на официальном уровне приняла во внимание точку зрения китайских властей на сектантский характер Фалуньгун. В России Фалуньгун практически не распространен. Встречается в основном в С.- Петербурге, немного в Москве, очень мало по другим городам. Фалуньгун, насколько я знаю, зарегистрировано как общественное объединение.  Пока это объединение действует в рамках своего устава, ничего плохого в этом нет. Но тогда придется согласиться  с тем, что это - просто группа занятий простейшим цигун (простейшим - не значит "плохим", просто - простым).
 
9. В рамках Шаолиньской традиции Фалуньгун является формой грубейшего искажения сути самосовершенствования.
 
Во-первых, вовлечение в политическую деятельность, политическую борьбу, что на самом деле отвлекает людей от духовной практики.
Во-вторых, прозелитский (проповеднический, миссионерский) характер деятельности Фалунь дафа - в традиционном буддизме строго-настрого запрещено  зазывать к себе, проповедовать.
В-третьих, редуцирование (урезание) всей полноты буддийской и вообще духовной практики до нескольких простых тезисов и элементов, что по сути вводит людей в заблуждение.
В-четвертых, призывы к смене власти в КНР, к отставке ряда лидеров  - если даже это правильно, не дело "объединения духовного совершенствования" призывать к насильственной смене строя, это противоречит самым основам буддизма.
В-пятых, отсутствие в традиции понятия "учителей" - сам Ли Хунчжи объявил себя по сути единственно возможным учителем (проще говоря, у Будды не может быть учителей), и как следствие никакой "традиции учителей-учеников" просто быть здесь не может. Точно также как нет и в традиции тех комплексов цигун, которым занимаются последователи Фалуньгун
 
Таким образом Фалуньгун является прежде всего  политическим объединением с религиозной догматикой (таких в мире немало - "христианские демократы", например), которое дискредитировало себя своими политическими призывами. И надо для себя четко понимать, что присоединяясь в Фалуньгун, человек присоединяется к настоящей секте, которая просто шельмует людей под видом духовной практики. Если действительно есть потребность заниматься духовной практикой,  то даже в России есть масса достойных групп, которые, по крайней мере, несут реальную традицию и не вовлечены к политические дискуссии.
 
А.А. Маслов
 
Центр «Шаолинь»
 Отвечает на вопросы А. А. Маслов,
д.и.н., ведущий специалист с области духовных, культурных и политических традиций стран Восточной Азии.  Директор Центра стратегических исследований Китая
 
                              Контакты: моб.: +7 (905) 709-65-90; e-mail:
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru