strokestrokestrokestroke
 
О традиции фэншуй
 
Принято считать, что фэншуй – исключительно китайское искусство, хотя это не совсем правильно. Прежде всего, фэншуй существует не только в Китае – он встречается практически по всей Восточной и Юго-Восточной Азии. И хотя в разных странах и регионах встречаются различные техники и способы предсказаний, в целом все они базируются на теории тесной взаимосвязи состояния человека и окружающиего его ландшафта или интерьера. Среди филиппинских знахарей это искусство называется пунгсой, по-японски – фусуй, по-корейски – пунгсу, по-тайски – хуанцзюй, по-вьетнамски – пхонгтхуй. Да и само китайское слово «фэншуй» не так уж и часто употребляется в самом Китае. Термин «фэншуй» считается неправильным и простонародным. Скорее он указывает уже не на некую древнюю магическую технику, а, наоборот, на ее обмерществение, десакрализацию. Древнее и более правильное название этой техники – канъюй: «кан» означает максимально возвышенное место на ландшафте, «юй» - самое низинное, что подразумевает магическую связь между двумя крайностями, между Небом и Землей. Первоначально это искусство использовалось исключительно для двух целей: постройки домов (раздел «чжай ди») и сооружения могил (му ди) и лишь в современную эпоху стало применяться для ландшафтной архитектуры и интерьера. Формально фэншуй является разделом «шушу» - магического искусства, основанного на сакральной нумерологии, которая в свою очередь имеет истоки в ицзинистике, то есть в трактовках «Канона перемен» - «И цзин».
 
Никакого отдельного фэншуй в древнем Китае не существовало (хотя, естественно, сами китайские авторы могут утверждать и обратное) – все различные методы магического общения с силами потустороннего мира сводились в общий, хотя и неупорядоченный комплекс. В II в. до н.э –II н.э. происходит упорядочивание древних форм гаданий. Теперь уже многое зависит не от личного откровения медиума или шамана, а от точного расчета. Развивается особая китайская «математика», магическое искусство, «высчитывающее» жизнь человека по целому ряду факторов от ландшафта и среды проживания до физиогномики (сян шу). В II-IV вв. появляется особая категория людей, которая профессионально занимается тем искусством, которое позже и будет называться фэншуй. Их называют «фанши», что принято переводить как «маги». Их обычно считают даосами, но суть их учения значительно сложнее – фанши обладают способностью неопосредованно и прямо вступать в контакт с потусторонним миром, получать оттуда знания, и в этом они схожи с древними шаманами. Но в отличие от последних фанши обладают уже вполне разработанными методиками и даже тем, что можно с некоторой натяжкой назвать учением – учением о естественном ходе вещей (цзыжань). Именно в эту эпоху прославились такие мастера как У Фань, Чао Дачжэ и другие. Возникают и первые кланы подобных предсказателей, так до настоящего момента дошли хроники клана Гуань с описанием некоторых методик - «Общие указание по использованию ландшафта клана Гуань» («Гуань чжи дили чжимэн»), составление которых приписывается знаменитому магу Гуань Гэ. Другой мастер древнего фэншуй того времени Го Пу составляет «Цзан шу» - «Книгу похоронных ритуалов», которая являлась продолжением классического «Погребального канона» («Цзан цзин»), в которой одним из первых описывает общую технику магического использования ландшафта и сооружения домов и погребений. Но дальше происходит то, что можно наблюдать практически во всех явлениях китайской культуры: магическая техника фэншуй разделяется на народную, общедоступную и закрытую, магическую, сохранявшуюся лишь внутри узких клановых школ. С эпохи Тан – периода расцвета Китая – фэншуй настолько активно входит в повседневную жизнь практически всех слоев китайского населения, что теперь ни одно здание, ни один павильон или даже загон для скота не строились без использования принципов фэншуй. Мистические школы все больше закрывались, уходили от любопытных глаз, вели строгий отбор учеников – так образовались клановые школы фэншуй вокруг Нанкина, на юге Китая в Гуандуне, в Сычуани. Народный же фэншуй превратился в набор общедоступных стандартных правил, как, например, располагать дом относительно горы, или водного потока, или дороги. Именно такое распадение фэншуй на магический и народный, общедоступный сохранилось и по сей день. Впрочем, сегодня к нему стоит прибавить еще «западный фэншуй», возникший за пределами Китая и никакого отношения, кроме традиционного названия, не имеющий к китайскому геомантическому искусству. Появляются и первые наставления в фэншуй, подобные конфуцианским наставлениям в правильном поведении и соблюдении ритуалов. Так известная семейная книга «Ритуалы потомков семьи Чжу» («Чжу цзы цзя ли», XI в.) относится к фэншуй скорее как к ритуалу, нежели как к потаенному искусству: «Коли умер человек в какой-нибудь семье, следует соблюдать траур по нему три месяца. Сначала найди место с благоприятным ландшафтом, затем выбери благодатный день для сооружения могилы».  
 
Китайская традиция обладает удивительным умением кодифицировать и упорядочивать все вокруг (порою за счет утраты внутреннего глубинного содержания) – упорядочиванию подвергся и фэншуй. Правда, не сами магические школы, а общедоступные повседневные предписания постройки  сооружений: так к XV-XVI в. в. возникает «учение о фэншуй» (фэншуй сюэ), некий канонический набор правил , который несмотря на то, что сами школы  фэншуй были строго региональны, по сути фиксирует стандарт предсказаний.
 
Теперь на основе фэншуй возводятся практически все архитектурные сооружения – дворцы, беседки, жилища чиновников, алтари и храмы, монастыри и места поклонений. Классическими примерами использования фэншуй, которые можно в видеть до сих пор стали, например, сооружение комплекса «Храма неба» (Тянь тай) и Летнего дворца Ихэюань в Пекине.
 
Неуважение к правилам фэншуй могло приводить к крупным конфликтам в традиционном Китае. Так, именно это стало одной из причин крупнейшего восстания ихэтуаней (1898-1901 гг.), известного на Западе как «боксерское восстание» благодаря тому, что его сторонники активно практиковали боевые искусства. С середины XIX в. представители западных стран, войдя в Китай, начали активно сооружать здесь железные дороги, рыть новые каналы, ставить телеграфные столбы, строить новые здания без всякого уважения к местной геомантической традиции. Как казалось китайцам, все эти сооружения стояли на пути движения духов, которые, недовольные препятствиями, насылали на страну разливы, мор и другие несчастья. Восстание ихэтуаней началось именно с того, что бойцы срывали иностранные сооружения, возвращая местность к изначальной «благодатной» форме. Обвинение в отношении иностранцев было выдвинуто вполне в духе этих людей, что десятилетиями практиковали различные методики телесного и боевого совершенствования и занимались фэншуй: «заморские дьяволы» разрушают духовное пространство Китая, нарушают гармонию между духами и людьми. Простые крестьяне и мастера боевых искусств, вооруженные мечами и алебардами, решили помочь цинскому двору освободиться из-под власти иностранцев. И хотя восстание было жестоко подавлено артиллерией и ружьями иностранцев, а императорский двор был вынужден встать на сторону западных держав, испугавшись необузданной и неконтролируемой силы бойцов ушу, восстание вошло в историю как яркий пример попытки восстановить духовную гармонию, в том числе и через фэншуй.
 
После народной революции 1949 г. формально фэншуй никто не запрещал – под запрет попал целый ряд народных традиций, которые были названы «влиятельными феодальными пережитками». Много мастеров фэншуй погибло в период «культурной революции», когда велась борьба против многих традиционных институтов, в том числе против «пережитков», которыми считался и фэншуй. Многие знатоки фэншуй просто боялись открыто практиковать это искусство, да и сегодня его пропаганда особо не приветствуется официальными властями.
 
Конечно, сегодня среди городского населения Китая настоящих последователей фэншуй не так уж и много, в основном фэншуй остается жить в деревнях. Но практически все китайское население, само того порою не замечая, так или иначе придерживается правил фэншуй при постройке дома или покупке новой квартиры, не говоря уже об обустройстве офисов. Открыто фэншуй, конечно же, не преподается и официально не практикуется, хотя, в Гонконге и на Тайване существуют обширные школы фэншуй, в том числе и для иностранцев, правда их «истинность» вызывает серьезные сомнения. В КНР же стал известен случай, когда в 2006 г. в провинции Циндао была закрыт центр традиционных народных искусств, неофициально превращенный в место практики и обучения фэншуй. Естественно, речь идет не о простых советах, как обустроить жилище, что выдается под названием «фэншуй» на Западе, а вполне традиционная магическая практика, которая и является основным содержанием фэншуй.
 
 
 
А. А. Маслов,
доктор истор. наук
 
 
 
 
Распространение фэншуй
 
Контакты:  моб.: +7(905)7096590; 979-45-93;  e-mail: centrshaolin@bk.rumailto:centrshaolin@bk.rushapeimage_2_link_0
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru