strokestrokestrokestroke
 
Секрет искусства фэншуй
 
Каждый хочет жить комфортно, безопасно и защищено. Жить в мире с собой. В гармонии с соседями и с окружающей средой и, желательно, еще с теми силами, которых мы не видим, но чувствуем, как «что-то» влияет на нашу жизнь. О том, как добиться этого, и рассказывает книга Лилиан Мэй, выдержавшая несколько изданий во многих странах мира и ставшая едва ли не настольным пособием всех тех, кто увлекается фэншуй. Но парадокс этой книги заключается не только в ее увлекательности, но еще и в том, что она не имеет прямого отношения к действительной традиции китайского фэншуй – искусства использования энергетики пространства.
 
Давайте сразу поймем для себя – то, чем обычно занимаются западные люди под экзотическим названием «фэншуй», не имеет никакого, даже самого отдаленного отношения к древней китайской традиции. Это можно называть дизайном интерьеров, ландшафтным искусством, просто попытками внести некую «сакральную эстетику» в суету современной жизни. И мы даже согласимся с тем, что все это может быть очень приятно для глаз и полезно для умиротворения души, измученной перегрузками современной жизни. И все же – это не фэншуй.
 
Можно ли вообще по книге или, скажем, видеопособию изучить фэншуй? Конечно же, нет, таким образом нельзя даже самым отдаленным образом понять не только практику фэншуй, но даже в общих чертах уловить его теорию. Не случайно, сегодня очень и очень сложно найти настоящего знатока фэншуй, который прошел бы долгое обучение и принадлежит к одной из известных школ этого искусство. Если бы вся теория и практика фэншуй были бы столь простыми и очевидными, то стоило ли проводить несколько лет обучения в китайских клановых школах, проходить инициацию, как это было традиционно принято, и обещать не раскрывать своих секретов посторонним?
 
Так в чем же секрет этого удивительного искусства?
 
В Гонконге можно увидеть необычное архитектурное сооружение, называемое «самой дорогой дырой в мире», непосредственным образом связанную с искусством фэншуй. После строительства гигантского офисного здания по всем правилам современной архитектуры, его никак не удавалось запустить в эксплуатацию. То отказывали лифты, то начинали рушиться лестничные пролеты, то сами по себе открывались и закрывались окна, постоянно срабатывала сигнализация. Многочисленные проверки не выявили никаких недоработок в инженерных решениях и в обеспечении безопасности здания. Но в здание с такой дурной славой никто не решался арендовать ни один из офисов, и владельцы здания, вложившие несколько десятков миллионов долларов в его строительство в престижном районе Гонконга, были близки к банкротству. Наконец было решено пригласить мастера фэншуй. После долгого изучения окружающего ландшафта, составления различного рода схем и долгой медитации, гадатель сообщил, что здание стоит как раз на пути прохождения мощных духов и потоков энергии-ци, которые и вызывают все эти неприятные эффекты. Лучше всего, конечно, было бы снести здание. Но поскольку современная жизнь диктует свои условия, и отказываться от строительства в престижном районе никто не собирался, то надо создать некий проход для этих духов прямо внутри здания. И вот в кратчайшие сроки дом был перестроен так, что в самом его центре зияло огромное, больше чем двадцать метров в диаметре, отверстие. Все помещения, коммуникации, лифтовые шахты были перестроены таким образом, что бережно «обходили» это отверстие. Расходы на перестройку дома (а надо учитывать, что отверстие планировалось не изначально, а делалось «по живому» в уже построенном здании) и изменение несущих конструкций составили сумму, сопоставимую со стоимостью первоначального строительства! Но, как ни странно, после этого все странные явление прекратились – «самая дорогая дыра» позвонила потокам духов и энергий беспрепятственно двигаться своими традиционными путями. «Завихрения энергий» уже не возникали, и сегодня здание считается не только вполне благоприятным по фэншуй, но и одним из самых дорогих по аренде.
 
Вообще, если внимательно посмотреть сегодня на архитектуру современных зданий в крупных городах Китая, Гонконга, Сингапура, Малайзии, можно без труда заметить, что во многих из них уже проделаны огромные арки и сквозные отверстии, которые закладываются еще на стадии архитектурного проекта. Практически все они связаны с традициями фэншуй, хотя далеко не все современные архитекторы признаются вам, что до сих пор используют древние поверья. Но в любом случае каждое такое архитектурное решение (речь идет, естественно, не только об отверстиях, но и даже о конфигурации дома, или, скажем, о его крыше) перепроверяется у мастеров-геомантов, которые и дают окончательное одобрение. Нередко, конечно, это дань традиции, а также увеличение «престижности» постройки, но чаще всего, вполне действенная методика, которая вопреки всем материалистическим воззрениям, доказывает свою действенность. Если, естественно, все правильно рассчитано и над этим работал действительный мастер фэншуй.
 
Чаще всего в современной жизни фэншуй понимается как искусство «правильного» расположения объектов в комнате, дизайна помещения в соответствии с некими священными правилами. В традиционном Китае фэншуй связан с представлениями о траекториях передвижения духов в этом мире и взаимоотношении между собой различных типов энергий на земле. Действительно, в Китае представлениями о фэншуй была пронизана вся повседневная жизнь – без советов с местным мастером не назначались ни свадьба, ни точное время похорон, не строился дом и не закладывался храм.
Сегодня фэншуй превратился в большой бизнес - сначала в Азии, а теперь уже и в западных странах стало принято при строительстве любых крупный офисных зданий, например, банков, представительств фирм, штаб-квартир компаний, приглашать мастера фэншуй, который за немалую плату объясняет, как построить здание.
 
В 80-х гг. в США, Европе, многих странах Восточной и Юго-Восточной Азии начинается настоящий бум фэншуй. В Азии разворачивается настоящая охота на старых знатоков фэншуй, которые могли бы внятно объяснить публике основы древнего искусства. Но мастеров мало, к тому же их методики оказываются слишком сложными для современной публики, которая не собирается проводить долгие годы в обучении у старых наставников.
 
Но как раз этот тип «индустриального» фэншуй очень далек от свои изначальных китайских корней. Нет, он не плох и использование определенных советов дает человеку ощущение комфорта в доме или, по крайней мере, убеждает заказчика «услуг фэншуй» в благоприятном развитии его бизнеса или повседневной жизни. Но это скорее – из области самовнушения, в то время как действительное искусство фэншуй остается «за кадром». Но где же найти настоящего носителя информации, чтобы постичь фэншуй?
 
Но вот проблема - фэншуй нельзя выучить! Суть его нельзя объяснить в книге, невозможно показать на какой-то схеме (чем так грешат современные издания). Вообще попытка изложить «весь фэншуй» в одной книжке может вызвать лишь недоумение или грустную усмешку у человека, который хотя бы раз видел, что представляет собой обучение этому искусству в Китае.
 
Фэншуй принадлежит к той категории китайских искусств, о которых рассказать невозможно – их можно только почувствовать, ощутить на том уровне духовного, а порою и мистического откровения, когда взаимосвязи между вещами открываются уже безо всяких объяснений. И как следствие – о настоящем, исконном фэншуй невозможно написать книгу, это будет лишь приблизительная имитация того искусства, которое существует в глубине китайской традиции. Объяснить суть и эффективность фэншуй невозможно, равно как невозможно описать цвет или запах, а вот научить этому искусству вполне возможно, но для этого надо овладеть особым ощущением взаимосвязи человека с миром. Конечно же, этому надо учиться, и не по книгам или советам доморощенных мастеров, а внутри самого Китая.
 
Так в чем же суть этого обучения? Почему книжное знание здесь не только не сработает, но и будет даже вредно? Прежде всего, надо понять для себя, что фэншуй – это магическое искусство, а отнюдь не искусство ландшафтного или интерьерного дизайна. Последнее представляет собой лишь один из прикладных разделов фэншуй, который не существует без постижения самой базы знаний. Само искусство фэншуй базируется на понимании и – самое главное – глубинном – ощущении мистических сил пространства, которые сразу с нескольких сторон действуют на человека. Никакие даосские компасы и схемы «восьми триграмм» - багуа не помогут, если у человека не выработано внутри это ощущение. Для этого и существует специальное обучение в закрытых школах, и в этом плане такое обучение ничем не отличается от, скажем, традиционного ушу, цигун или медитации.
 
Фэншуй всегда считался тайной традицией, хотя многие его методики были широко известны на народном уровне, да и до сих пор любой китаец вам может в самых общих чертах объяснить, каким образом следует ставить дом относительно ландшафта так, чтобы новая постройка «не повредила окружающим духам». Но в любом случае, в традиционных трактатах два иероглифа «фэншуй» всегда сочетались с двумя другими - «ми янь», что обозначает «тайные речения». А это значит, что о тонкостях фэншуй никогда не было принято ни говорить прилюдно, ни публиковать книги.
 
 Мне выпал случай обучаться фэншуй в провинции Хэнань в одном из даосских монастырей всегда радостного и лучистого своей энергией старика-даоса. Думаете, он часами рассказывал, как следует расставлять предметы в комнате или получал, что «у тебя за спиной должен быть водопад, гора или другой символ силы»? Таких советов могут быть тысячи, их все даже невозможно запомнить.
 
Обучение происходит через передачу особого ощущения соприкосновения с тем миром, что незримо присутствует радом с тобой. Я часами наблюдаю за тем, как даос строит таблицы предсказаний, глядя на особый компас-лопань с несколькими десятками концентрических кругов из знаков. Как он ходит по тому месту, где предполагается, поставить небольшой алтарь, как он садиться в разных концах площадки посреди бугристого поля и погружается в медитацию. Встает, цокает языком, что-то приговаривает и перемещается в другой конец площадки. Ставит небольшой складень, расставляет несколько фигурок даосских божеств и воскуривает благовония. Молится и поднимает глаза куда-то вверх и вдаль, внимательно прислушиваясь. Затем понимающе кивает головой – он услышал и понял. Но рутинной работы много – он поручает мне составлять таблицы, требуя не просто следовать схемам, но прежде всего очистить в медитации сознание, чтобы «увидеть свет». Но это еще не само предсказание фэншуй – это подготовка к нему. Уж потом начинается использование разных техник для трактовки полученных знаков и схем. Мы используем метод «падающих звезд» - старик-даос утверждает, что он самый точный этих условиях. В другой раз мы будем использовать уже другой метод, ведь все зависит от массы деталей.
 
Здесь – никаких объяснений, никаких лишних слов, только ощущение чистоты сознания и открытости Небу. Таблицы и формальные предсказания лишь формализуют то, что ты получаешь от Неба. И так – несколько лет, пока ты сам не научишься безошибочно определять метод и использовать его. Признаюсь – проведя несколько лет за этим занятиям, я так и не доучился. Пока.
 
 
 
А. А. Маслов,
доктор истор. наук
 
 
 
 
Самая дорогая в архитектуре дыра в мире
 
Контакты:  моб.: +7(905)7096590; 979-45-93;  e-mail: centrshaolin@bk.rumailto:centrshaolin@bk.rushapeimage_2_link_0
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru