strokestrokestrokestroke
 
Интервью Ши Децяня  «МК-Бульвару»
 
  
На севере Китая, в ста километрах от древнего города Чженьчжоу (провинция Хенань), в горах Суншань, за резными воротами с тремя знаменитыми иероглифами "Шаолиньсы" находится Мекка всех буддистов, ушуистов, кунгфуистов и т.д. — Шаолиньский монастырь. Его история насчитывает больше двух тысячелетий. Количество легенд, историй и слухов, связанных с Шаолинем, просто не поддается описанию. В марте тихо, без газетной шумихи и соответствующего его сану паблисити в Москве побывал Дэцянь — один из семи старших монахов Шаолиня. Шаолиньца такого высокого уровня Россия еще не видела. Будучи в Москве, достопочтенный Дэцянь дал эксклюзивное интервью «МК-Бульвару».                                  
 
Ольга МУХИНА
 
  Дэцянь (в миру Ван Чанцин) поступил в Шаолинь мальчиком: в 6 лет его привел туда родной дядя, простой шаолиньский монах. С тех пор его биография -— пример верности шаолиньскому братству. В 1966 году, в разгар китайской «культурной революции», Шаолиньский монастырь был закрыт, а Дэцяня  выслали на границу с советским Казахстаном. И там, в глухой деревне, ссыльный монах 20 лет тайно преподавал ушу. Лишь в 1986 г., через 4 года после открытия Шаолиня, правительство разрешило Дэцяню вернуться. Вскоре он стал старшим монахом Шаолиня по медицине, а с 1992 г. - ректором международной академии Шаолиньского монастыря.
 
Кроме того, Дэцянь считается главным специалистом монастыря (а стало быть и мира) по боевым искусствам ушу, которое в Европе называют кунг-фу. Развитие ушу, борьба с лжеучениями и лжешколами восточных единоборств - одно из главных дел монаха. С этим, собственно, он и приезжал к нам в Москву.
 
С 86-го года в Шаолине был отмене титул «патриарха». С тех пор во главе монастыря стоят семь старших монахов. Дэцянь - один из них. Приставка «дэ» в его имени означает принадлежность к тридцать первому поколению шаолиньских монахов.
 
В свои 55 лет он обладает удивительной гибкостью, подвижностью и энергией огромной  силы, которая позволяет ему творить невероятное. Например, он способен стоять вниз головой, опираясь на палец руки.  От одного его прикосновения обычный кирпич дает трещину, а из бетонной стены сыплется песок. Сам Дэцянь не считает способности феноменальными и объясняет все это возможносностью концентрировать внутренние ресурсы организма, которые есть у любого, но не любым используются. Дэцянь может предсказывать судьбу, объясняя, что «считывает» информацию по  движениям, взгляду, голосу человека — в общем, ничего сверхъестественного.
 
...В общем, достойный человек.
 
У многих представление  об искусстве шаолиньских  монахов ограничено боевиками  с Брюсом Ли, где  одинокий  монах-воин противостоит вооруженной армии и отражает вертолетные атаки.  А как  в действительности?  
 
Д. Шаолиньский монастырь— самый древний в Китае и один из самых небольших, протяженностью  всего 300 метров (есть монастыри по 1,5 км  и более). Самый крупный в истории Шаолиня пожар 1928  уничтожил большую часть зда- ний. Сейчас в монастыре всего 40 построек, половина из них превращена в музей. Рядом —сувенирные ларьки, ресторанчики, магазины с экипировкой для ушу, фотографы. Старинные железные ворота отделяют туристическую часть от собственно монастыря, куда посторонним вход запрещен.
 
Сейчас в монастыре живут 80 послушников. Самому молодому — 8 лет, самому старому — 78. Наряду с боевыми искусствами Монахи изучают медицину, буддийские каноны и «гражданские» науки (каллиграфию, стихосложение, классическую литературу). Высшая похвала для монаха — «искушен в четырех науках».
 
Выпускник монастыря может избрать мирскую жизнь и работать врачом, учителем. О том, как высоко ценится образование, полученное в Шаолине, говорит тот факт, что в нескольких учебных заведениях, находящихся под эгидой монастыря, тому же, что и монахи, сегодня обучается более 2 тысяч мирян.
 
И все же Шаолиньский монастырь — это прежде всего легендарная колыбель "боевых искусств Поднебесной". Всех прежде всего интересует правда о необычайных возможностях монахов.
 
Д. Шаолинь — историческая родина ушу, из которого вышли все восточные единоборства. Неудивительно, что самый древний вид боевого искусства окутан тайнами и легендами. Один из самых обширных шаолиньских трактатов, где описаны системы боя на основе использования повадок пяти животных — тигра, леопарда, дракона, змеи и журавля, зародил миф о том, что монахи умеют превращаться в этих животных. Что касается рассказов физических способностях монахов, то многие из них, если опустить художественную     изящность скорее всего окажутся правдой. Монахи действительно способны взбираться по вертикальной стене без помощи рук, дробить ладонями булыжники, лежать на обиженных мечах. Только ничего сверхъестественного в этом нет. Используя сочетание физических усилий и работы сознания, это делают даже молодые монахи. Рядом с монастырем построен «Дворец  ушу», в котором любой может понаблюдать демонстрацию "волшебств".
 
Ни один из рассказов о Шаолине не обходится без упоминания о страшном "коридоре смерти", в котором монахи держат выпускной экзамен, прежде чем «сойти с гор» (покинуть монастырь). Говорят, подвалы монастыря до сих пор усыпаны костями тех, кто не одолел «бронзовых людей».
 
Д. Сегодня, когда часть монастыря открыта для посетителей, нетрудно убедиться, что подземелья в основном используются для хранения зерна и другого продовольствия. Никаких «бронзовых людей», гоняю-,щихся за монахами, в них нет.Но в хрониках«.Шаолиня сохранись свидетельства того, что «коридор архатов» действительно существовал.
 
Он представлял собой одну из систем тренировки, изобретенную еще в XI веке, которая заключалась в том, что длинном коридоре на монаха последовательно нападали несколько человек, каждый из которых имел свою задачу. Один испытывал способность ученика прикрывать голову, другой проверял, как тот уходит от удара мечом, и так далее. Позже, согласно легенде, живых людей за-менили то ли деревянными, то и бронзовыми механическими манекенами, которые осуществляли нападения на испытуемых. К сожалению, они не сохранились. Но в память о традициях монахи создали скульптурный коридор архатов». Туристам он очень нравится.
 
Даже как-то жаль, что красивые легенды объясняются так просто. Неужели у шаолиньского монастыря совсем нет тайн?
 
Д. Тайны у Шаолиня есть. Они, возможно, не такие изящные, как легенды, но зато намного более ценные, Одной из величайших тайн являются искусство ушу, в основу которого положена идея соединения боевых тренировок и медитативно-духовной практики. В ушу практически не используются силовые приемы- их заменяет умение трансформировать и направлять энергию. Эта энергия, сконцентрированная посредством дыательных и физических упражнений, работы сознания, медитаций, способна не только творить чудеса в поединках, но и помогать вылечивать многие заболевания.
 
В этом смысле ушу гораздо ближе к медицине, чем к боевым искусствам, что выгодно отличает его от других видов единоборств. На протяжении многих веков передаются рецепты изготовления мазей, бальзамов, способы излечения многих телесных и душевных  болезней. В последнее время  монахи стараются поднять завесу тайн, считая, что их искусство  призвано широко служить людям. Поэтому       была создана Международная федерация шаолиньского    кунг-фу (УШУ).
 
Так, значит, использовать методики шаолиньских монахов может и непосвященный?  
 
Д. В основе большинства шаолиньских учений лежит принцип концентрации воли через созерцание самого себя  как бы изнутри, что для неподготовленного человека довольно сложно. В Шаолине на основание этой техники у ученика (независимо от его возраста) уходит примерно год. Курса  учения как такового в монастыре нет — кто-то может постигать Истину всю жизнь, а кто-то — пару лет. Каждый сам определяет, сколько лет провести в монастыре. Но даже в мирской жизни монах продолжает жить по законам шаолиньского братства.
 
Что это за законы?
 
Д. Монахи не употребляют спиртного, не едят "кровной" пищи — то есть мяса животных, у которых есть кровеносная система. Рацион монаха составляют рис, фрукты,  овощи, всевозможные морепродукты — креветки, мидии, кальмары... Пьют главным образом зеленый чай. Монахи должны поддерживать свое физическое и астральное тело. Для этого они уходят в горы для тренировок и медитаций.
Что касается медитаций, то они в Шаолине вовсе не напоминают традиционных многочасовых сидений в застывшей позе отрешения. Это скорее работа монаха со своим внутренним «я», которая не регламентирована набором строго определенных поз. Шаолиньский буддизм существенно отличается от традиционного понимания этой религии: он не проповедует слепого преклонения Будде, а вводит понятие самосовершенствования.
 
Во всем остальном монахи — обыкновенные люди, если не считать того, что в их руках в случае необходимости не только монашеский посох, но и палочки для еды могут стать грозным оружием.
 
 
Ольга МУХИНА
 
 
 
 
 
 
 
Sed tellus suscipit
 
№ 13, 6 - 12,  1998
Контакты:  моб.: +7(905)7096590; 979-45-93;  e-mail: centrshaolin@bk.rumailto:centrshaolin@bk.rushapeimage_2_link_0
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru