strokestrokestrokestroke
 
Беседы на татами. Восточная гостиная
 
Список основополагающих вещей, пришедших в Японию из Китая, открывают буддизм, зеленый чай, медицина, иероглифика, многие жанры искусства и ремесла. О китайском влиянии на японскую культуру и восточных секретах здоровья рассказывает известный востоковед, доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории РУДН,  генеральный секретарь Международной федерации шаолиньского ушу, профессор Алексей Александрович МАСЛОВ. Этот удивительный человек первым из европейцев стал монахом Шаолиньского монастыря, в котором постигал боевые искусства, философию и восточную медицину.
 
Знакомые, жившие какое-то время в Токио, шутят, что поэт в России - больше, чем поэт, а врач в Японии - больше, чем врач. Он не только лекарь, но и наставник- сэнсэй, обучающий методикам, которые помогают сохранить и улучшить здоровье. Разделяете это мнение?
А. М. На Востоке не говорят: Я учился медицине. Точнее сказать: Я обучался у такого-то учителя методам лечения. Освоить умение определять прохождение энергии ци по каналам цзинло невозможно, даже прочитав все книги, написанные на данную тему. Это нужно почувствовать! В монастыре лекарь кладет свою руку на руку ученика и ведет над телом пациента. В какой-то момент ученику передаются ощущения учителя - он начинает чувствовать пульсацию определенной точки и запоминает ее. Вот и вся наука!
А дальше берется за иголочки?
А. М. Ничего подобного! Большинство японских и китайских врачей редко используют иглоукалывание, считая его крайним методом. Лучше воздействовать бесконтактным массажем или беседой. Кстати, в Стране восходящего солнца и Поднебесной многие целители не знают всех названий точек, описанных в книгах. Однако у них получается то, что не выходит у подкованных в теории иглорефлексотерапевтов из Европы.
Вспомните какой-нибудь самый яркий случай...
А. М. При мне к монаху привезли человека, у которого 8 лет не работали ноги. После первого сеанса массажа и иглоукалывания больной, как в Евангелии, встал и прошел 200 метров! За 10 дней он восстановился полностью. Это казалось чудом, но на самом дел монах просто четко понял суть недуга.
Китайская медицина запрещает любое вторжение в тело, изменение его целостности, считая это нарушением гармонии человеческого существа. Так что в Поднебесной можно умереть от аппендицита. Мой учитель очень точно заметил: «Китайцы лечат не болезнь, а только ее преддверие». В Японии - при всех ее высоких технологиях! - тоже сохраняется профилактическая направленность медицины, уходящая корнями в седую древность. Хотя с операцией по поводу аппендицита здесь, конечно же, медлить не будут.
Во сколько же оценил ваш учитель свою помощь?
А. М. Настоящие восточные целители не берут деньги за свой труд – лишь подарки в виде продуктов или услуг. Именно по этой причине я никогда бы не пошел лечиться или учиться к тем восточным целителям, которые сейчас открывают в России многочисленные недешевые лечебные центры.
Описывая сцену убийства в романе «Жизнь Матвея Кожемякина», Горький настолько сильно вжился в образ, что впал в медитативный транс или, как теперь модно говорить, - в альфа-состояние, и потерял сознание. А когда очнулся, почувствовал острую боль в животе. Приподняв рубашку, изумленный писатель обнаружил багровую полосу в том самом месте, куда он только что нанес своей героине воображаемый удар ножом! Что говорит по этому поводу восточная медицина?
А. М. По представлениям восточных врачей, наше сознание обладает креативной силой: создает определенный образ и приводит организм в соответствие с ним, активизируя определенные точки тела. Силой духа можно победить любой недуг.
Вам самому доводилось наблюдать нечто подобное?
А. М. Как-то на моих глазах молодые монахи поздно вечером вышли из монастыря тренироваться и в темноте одному случайно рассекли мечом руку. Море крови, кость обнажилась... В ближайшем трактире потерпевшему замотали руку первой попавшейся тряпкой безо всякой дезинфекции. Затем он сел в углу и, несмотря на шум, начал медитировать. На следующий день на месте раны остался красноватый шрам без струпьев, как будто прошла по меньшей мере неделя! Самым поразительным для меня было то, как пострадавший отнесся к травме: очень спокойно, не то чтобы наплевательски, но без всякого трепета. Тело для него - некий инструмент, но раз там поселилась душа, его надо беречь.
Напоминает девиз Ювенала «В здоровом теле - здоровый дух».
А. М. По восточным понятиям, здоровье начинается даже не со здорового духа, а со здорового отношения к жизни. Как существует гигиена физической жизни, так должна быть и гигиена духовных контактов. По возможности надо избегать негативного общения, уклоняться от бесед с неприятными людьми.
Считаете, что себя нужно радовать?
А. М. Ну это смотря чем и как! На Западе принято считать, что немного спиртного полезно для здоровья. Да, вино (как, впрочем, и наркотики) ведет к эйфории. Однако подобный эффект достигается и определенными дыхательными упражнениями. С их помощью можно поднять себе настроение, входя в альфа-состояние и не искажая при этом сознания. На Востоке считают, что нельзя доставлять себе удовольствие внешним воздействием! Советую всем, кто хочет сохранить здоровье, соблюдать гигиену духа в той же мере, что и гигиену тела.
Испытали на себе положительный эффект восточной медицины?
А. М. Благодаря полученным знаниям научился спать по 4 часа в сутки без ущерба для здоровья: для меня это норма. Достичь подобного результата очень просто. Главное - помнить, что само по себе ни одно упражнение из Шаолиня ценности не представляет: важен именно 20-минутный комплекс, правильно выстроенный в течение дня, месяца, года. Активизирующие упражнения помогают быстро восстановиться, но если заниматься только ими, можно довести организм до истощения. Вне духовного учения бессмысленна и медитация - она превращается в простое сидение на полу...
Но ведь выше головы не прыгнешь, возможности организма ограничены...
А. М. Они настолько велики, что в обычной жизни не используются и на одну тысячную. В монастыре мне приставляли к горлу копье - и оно гнулось. Клали на голову кирпич и ломали его другим - теоретически я должен был заработать как минимум сотрясение мозга, но этого не происходило! И для тренировки не нужно часами биться головой об стену: речь идет о реализации скрытых свойств организма за счет духовной практики. Впрочем,разбивание кирпича о голову практической ценности не имеет. Настоящие достижения - повышение работоспособности за счет сокращения сна, парадоксальное мышление, нахождение созвучия с окружающим миром. Гармония - это не успокоенность миром, а его понимание и осознание своего места в нем. В Японии это знает каждый. А человеку европейского воспитания духовные понятия даются с трудом. Ему надо из всего извлечь сиюминутную пользу, поэтому людям проще бить головой кирпичи.
Что-то вроде мужского способа сбросить пар?
А. М. Стресс возникает, когда у вас отнимают то, чем вы обладали: дом, покой, работу, личное пространство, свободное время... На Востоке есть такой метод психологической тренировки: человека просят представить, что однажды он может лишиться всего, даже уважения. А для японца нет ничего страшнее, чем потерять лицо! Все считают тебя подлецом и предателем, нет никакой надежды, что завтра станет лучше, вы умираете от голода... Но надо подумать: что все-таки остается, чего никогда нельзя отобрать? Ваш внутренний стержень - то, что мы называем личностью: какие бы невзгоды ни обрушились на вашу голову, он всегда с вами. По буддизму предназначение человека - помогать другим и совершенствовать себя. Если мы поймем, что не принадлежим себе, а живем лишь ради помощи ближним и дальним, зная, что когда-то и нам кто-то поможет, то даже в отчаянии поймем: всегда есть люди, которым сейчас хуже нашего. Только это может действительно придать силы.
Восточный эстетический канон отличается от западного?
А. М. Попади древний грек в Китай или Японию, он был бы изумлен и шокирован: восхищение местных жителей вызывал не обнаженный длинноногий мужчина с развитой мускулатурой, а сокрытый в одеждах маленький пухлый человечек.
Почему?
А. М. Красота на Востоке напрямую связана со здоровьем, но концепция хорошего самочувствия совсем иная, чем на Западе. У китайца, японца, индуса живот - это то место, где сосредоточивается энергия ци (прана). Такой важный орган должен быть достойно представлен, а не загнан под ребра! Покатые плечи, округлые формы лишь помогают жизненной энергии правильно циркулировать. Угловатая же фигура и мышечное напряжение вызывают задержку движения праны, что в итоге приводит к недугам.
Но ведь в жизни японцы совсем не толстые - тучных граждан среди них меньше, чем где бы то ни было в мире! Разве не так?
А. М. Природная красота на Востоке никого не интересует. Ни один портрет здесь не писался с натуры. Китайца не волнует, как выглядели в жизни император или его наложница: он знает, как они должны выглядеть, такими их и изображает. В Стране восходящего солнца все то же самое. Лица японских гейш должны целиком покрываться рисунком или специальной мастикой, благодаря чему воспроизводится «нормативная», а не индивидуальная привлекательность женщины.
В чем разница между идеалом женской и мужской красоты?
А. М. Внешность восточной красавицы скрыта под одеждой и макияжем и определяется по тем вещам, которые можно увидеть. Например, очень маленькая ножка, черные и блестящие волосы, гладкое тело без единого волоска и главное - абсолютно белая, фарфоровая кожа.
Красота мужчины напрямую связана с энергетикой. В юности он должен быть похож на женщину - это подчеркивает его гибкость и внутреннюю энергию. Красота же зрелого и пожилого мужчины - в мудрости. Изображение красивого мужчины в Китае - это сидящий на пеньке старец с бородой. Не больше и не меньше! Где-то между ними находится кругленький, энергичный, преуспевающий красавец-мужчина. Он важно семенит, неся перед собой животик. Упитанность мужчины - показатель достатка и социального статуса. Миниатюрность женщины - гарантия того, что она не будет бременем для семьи, что ее легко прокормить. Красиво и то, и другое.
 
Беседовала Валерия КОРОСТЕЛЕВА
 
 
 
 
Sed tellus suscipit
 
Март, 2008    Беседовала с А. А. Масловым корр. В. Коростелева
Контакты:  моб.: +7(905)7096590; 979-45-93;  e-mail: centrshaolin@bk.rumailto:centrshaolin@bk.rushapeimage_2_link_0
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru